вівторок, 19 жовтня 2010 р.

Наблюдатель - лучший друг фасилитатора


Фрагменты сценария урока, который наблюдался, можно посмотреть перейдя по ссылке: Розклад уроків. Допомагаємо вчителю.

 

Вчера у меня на занятии в качестве специалиста по мониторингу (наблюдателя) вместе со мной переживала, подбадривающе улыбалась и катастрофически тщательно анализировала все мои деяния на уроке и его ход, Лена Давыденко.
Как же был я рад советам и деловому, непринуждённому обсуждению после уроков. Ведь накопилось много проблем и вопросов, требующих профессионального обсуждения и решения.
...
В чём же я напортачил? :-(

 Ошибка 1 . Отсутствует игра-разминка-включение-сплочение
 Моё отношение.  Хотелось бы, но...
 Проблемы решения . 45 минутный лимит.
 Предложение Лены.  Делать маленькие 2 минутные игры.
 Моё отношение.  Согласен "руками и ногами", но
  • я, на данный момент, практически не знаю таких игр, нужно поискать, Лена кое-что рекомендовала;
  • для группы в 20 человек игра превратиться в 5-минутную.
 Ошибка 2  На этапе работы за компьютером я предлагаю детям использовать таблички для поиска материала в Help Guid-е.(на рис. 1 табличка к предыдущему занятию)  Это отступление от технологии.
(рис. 1)
 Моё отношение . Согласен частично.
 Проблемы решения.  На выполнение работы за компьютером я выделяю 14 минут + 4 минуты на доработку. поэтому, на мой взгляд, невозможно за указанное время пользоваться в качестве подсказки только перечнем разделов и групп указанных в книге ученика на  этапе Планируем.
 Предложение Лены.  Перейти к подсказке рекомендуемой технологией постепенно, уменьшив на последующих занятиях в выдаваемых табличках количество заданий с указанными номерами инструкций. И где-то на последней трети занятий такими табличками не пользоваться.
 Моё отношение.  Полностью согласен. Нюансы нужно обдумать.

 Ошибка 3.  Отсутствует этап презентация работ.
 Моё отношение . Не вижу пока как ....
 Проблемы решения . 45 минутный лимит.
Решения пока нет.


 Ошибка 4.  Отсутствие рефлексии. Урок закончился на обсуждении.
 Моё отношение.  Нужно исправлять.
 Проблемы решения.  Сложность "выкраивания" времени.
 Предложения Лены. 

  1. Меньше времени тратить на обсуждение;
  2. Возможно не обсуждать все вопросы, не отвечать на менее значимые.
  3. Обязательно вспомнить о том, что делали на уроке.
  4. Для экономии времени вместо совместного обсуждения ввести записки,
  5. в которых бы дети анонимно высказывали своё мнение о занятии, отвевечали на вопросы:
    1. что было самым сложным,
    2. что больше всего понравилось,
    3. чему ты больше всего научился.
    4. и др.

 Моё мнение  абсолютно согласен.

 Ещё проблемы 
Кроме объективной нехватки времени очень мешали
  1. плохая дисциплина;
  2. отсутствие у детей настроя на работу;
  3. отсутствие чёткой мотивации
Ещё огорчило меня то, что юмор покинул меня на уроке.
Мрачная физиономия и тирада нравоучений НЕПРИЕМЛИМЫ на занятии.

4 коментарі:

  1. Юра! Получила огромное удовольствие, читая эту запись в блоге! Но какой уровень самоанализа, граничащий с самокопанием и т.д. Тебе не мешает "проклатая привычка к анализу"? Мне в моей жизни очень часто мешает и усложняет жизнь.

    ВідповістиВидалити
  2. "Проклатая привычка" и мешает и помогает.
    Иногда до того насамокопаешься, что приходиться самого себя успокаивать.
    Но с другой стороны многие вещи становятся понятней и ближе, раскрываются какие-то маленькие тайны, о которых можешь рассказать всем. И это утешает.

    ВідповістиВидалити
  3. Юра! Коли я проводила навчання з учнями, то вже після другого заняття також придумала для учнів підказки-шпаргалки з переліком розділів, які знадобляться учням саме на цьому уроці. Мені це видалося доречним. Пізніше я говорила з Ніною Дементієвською - вона не підтримує цю ідею. А я на практиці переконалась, що це економить час. Буду, мабуть, знову повертаться до обговрення з нею цього питання.

    ВідповістиВидалити
  4. Алла!
    Що стосується табличок-підказок, то ми досить довго говорили про них з Оленою Давиденко і прийшли до спільної думки,
    що в умовах технологічно правильно проведеного заняття вони зайві і заважають навчатися активно мислити.

    Але я думаю, що така табличка повинна бути у кожного фасілітатора на кожному занятті.

    1) Її повинен складати сам фасілітатор (тоді він буде знати всі особливості роботи).
    2) Крім того таблиця дозволить швидко надати допомогу окремим парам у скрутних ситуаціях.

    ВідповістиВидалити